Фотообъективы и фокусное расстояние

Фокусное расстояние объективаПривет дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о фотообъективах, их видах и типах  и что такое фокусное расстояние. Еще более детально рассмотрим матрицу фотоаппарата и разберёмся с таким понятием в фотографии как кроп-фактор.

Каждый из нас по-разному осведомлён о том какие объективы бывают, как они работают и так далее. Объектив это одна из самых важных составляющих фотоаппарата ведь от выбора объектива зависит конечный результат фотоснимка – будет он резким или размытым (по-другому размытость еще называют замыленность). Но прежде чем приступить к этому просто давайте разберемся, что же такое фокусное расстояние и из чего оно складывается. Всё очень просто – фокусное расстояние это выраженное в миллиметрах расстояние от светочувствительного элемента, то есть от матрицы, до оптического центра объектива. Фокусное расстояние это первое на что нужно обращать внимание при выборе объектива, ведь именно оно показывает какой угол обзора будет захватывать камера при работе с тем или иным объектом.

Сейчас давайте рассмотрим на изображении (рис.1) какие бывают объективы и с каким фокусным расстоянием. Как мы видим все объективы делятся на несколько видов.

Фокусное расстояние объектива
Рис.1

Итак первое это так называемые ультра широкоугольные объективы с фокусным расстоянием от 14 до 20 мм и углом обзора от 94 градусов до 114. Далее соответственно широкоугольные объективы 24 – 35мм, стандартные объективы 50-70 мм, телеобъективы – вы их 100% видели. Если видят человека с таким объективом то сразу все думают что это настоящий профессиональный фотограф и все хотят купить такой объектив и супертелеобъективы это уже объективы с фокусным расстоянием от 400 до 600 мм и так далее.

Но теперь возникает вопрос: на что же вообще влияет фокусное расстояние объектива?

  1. Первое и самое главное на что он влияет это конечно же на масштаб изображения снимаемого предмета или объекта в плоскости самой матрицы. Чем больше фокусное расстояние тем больше изображение предмета при неизменном расстоянии до него. Здесь я думаю, что всё понятно. А следствием этого является уменьшение угла обзора либо угла захвата при увеличении фокусного расстояния так как размер фото приемника (матрицы) остается неизменным. И следовательно при уменьшении фокусного расстояния угол поля возрастает. Давайте посмотрим пример (рис.2). По этой причине короткофокусные объективы так и называют широкоугольными.
  2. Второе, на что может повлиять фокусное расстояние, это как отправило на минимальное расстояние, с которого можно провести фотосъемку – чем короче фокусное расстояние тем ближе может располагаться снимаемый объект. Следствием данного обстоятельства является то, что с короткофокусным объективом можно получить кадр с более глубокой и широкой перспективой. Чем больше вы будете увеличивать фокусное расстояние тем больше у вас будет сжиматься пространство.
Угол обзора
Рис.2

Возможно вы сами замечали когда фотографировали какой-то объект и увеличивали фокусное расстояние объектива то угол обзора у вас значительно уменьшался. В каких случаях мы то используем. Очень часто, когда мы снимаем пейзажи, для того чтобы в кадре подчеркнуть все объекты мы используем широкий угол, но если мы наоборот хотим сжать пространство и убрать различные перспективные искажения тогда лучше использовать большие фокусные расстояния и маленький угол. Один из инструментов – использование разных фокусных расстояний. Это дает нам возможность подчеркнуть близость к определенному объекту.

маленькое фокусное расстояние и большой угол обзора
большое фокусное расстояние и маленький угол обзора

Конечно же вы встречали снимки различных спортивных мероприятий или же снимки диких животных –  такие снимки сделаны издалека ( оптика где-то 400 – 800мм, может даже больше). Например если снять такой же кадр с широкоугольным объективом то нужно будет подойти к спортсмену или животному очень близко.

Подведем небольшой промежуточный итог: меняя фокусное расстояние мы меняем угол обзора, то есть это две величины, которые друг с другом напрямую связаны. Можете даже сами посмотреть у себя фотоаппарате и поэкспериментировать. Чем больше мы увеличиваем фокусное расстояние тем угол обзора, ещё раз повтрюсь, становится меньше – эти вот понятия нужно обязательно усвоить и зависимости от вашей идеи используйте то фокусное расстояние, которое вам необходимо.

Ну а сейчас перейдем к объективам.

Виды объективов
Рис.3

Все объективы можно поделить на две основные группы (рис.3) – с переменным фокусным расстоянием (слева) и постоянным – так называемые фиксы (справа). Чтобы с этим разобраться нужно посмотреть условные обозначения на объективе. В качестве примера рассмотрим объектив Nikkor 18-300 mm. (рис.4). Аббревиатура AF-S означает наличие в объективе ультразвукового привода автофокусировки. Это существенно повышает скорость автоматической фокусировки и значительно снижает уровень шума. Также существуют объективы без мотора где фокусировка осуществляется мотором камеры. Далее указан диапазон фокусных расстояний, в данном случае этот диапазон составляет от 18 до 300 мм. Затем идёт значение светосилы объектива. В оптике под светосилой объектива понимают отношение площади светового отверстия объектива к квадрату его фокусного расстояния. Если сказать совсем простым языком и не мучать вас такими определениями, то чем больше светосила – возможность открытия диафрагмы, тем меньше света задержит объектив и больше дойдет до матрицы. Значит объектив, диафрагма которого открывается максимально широко (2.0, 1.8, 1.4), считается светосильным. Он стоит намного дороже и качество картинки с ним намного четче, ярче и лучше. Для объективов с переменным фокусным расстоянием, их еще называют зум-объективы, диафрагмы указывается в крайних фокусных расстояниях например 3,5 это возможность максимально открыть диафрагму при фокусном расстоянии 18 мм. а 5,6 это максимально открытая диафрагма при фокусном расстоянии 300 мм.

Сейчас давайте рассмотрим что такое кроп-фактор на примере двух представителей фирмы Canon. Главное отличие это конечно же размер матрицы. Слева у нас на так называемая любительская зеркалка и справа у нас профессиональный зеркальный фотоаппарат. Как мы видим по размеру матрицы они значительно отличаются друг от друга. Все современные зеркальные фотоаппараты делятся на два типа:

  1. более дешевые – так называемые кропнутые от английского слова crop — обрезать
  2. и более дорогие – полнокадровые, по-другому их еще называют фулфрейм

Почему называют именно так – тут немного углубимся в историю. Это термин пришел из мира пленочных фотоаппаратов. Ещё в 1934 году компания Кодак предложила такой стандарт пленки с кдром размером 36 на 24 мм который впоследствии стал привычным для всего мира. Вот его собственно и назвали полным кадром. Фотоаппараты называется полнокадровыми, потому что размер матрицы равен полному кадру ну а все обрезанные или кропнутые это уже не полный кадр. Но не надо думать, что кропнутые камеры это какие-то “обрубки” – потенциал их достаточно велик и на голову выше, чем у простых цифро-компактов. Чтобы было более понятно взглянем на эти фотографии. 

Мы видим как снимает кропнутая (справа) и полнокадровая (слева) камера с одинаковыми объективами. Полнокадровая камера “захватила” значительно больше пространства. Вообще полнокадровые камеры используют в основном профессионалы а для новичков будет более чем достаточно копнутой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *