Экспозиция

Экспозиция

Эта статья посвящена такому важному в фотографии понятию как экспозиция
 

работа фотоаппарата
Попадание света на матрицу во время спуска затвора
устройство фотоаппарата
Устройство зеркального фотоаппарата

  Нанем с небольшого отступления, посвященного устройству и принципу работы фотоаппарата. На рисунке стрелками показан путь света. Сначала он проходит через систему линз объектива, через отверстие в диафрагме внутрь самого фотоаппарата. Там он попадает на полупрозрачное зеркало. Часть света от него отражается и уходит через пентапризму в видоискатель, в который мы и можем видеть то, что собираемся сфотографировать. А часть света проходит сквозь зеркало и попадает на фотоэлементы автоматики, отвечающие за фокусировку. Когда фотограф выбрал объект съемки, сфокусировался – он нажимает на кнопку спуска затвора. В это время качели поднимают поворотное зеркало вверх и свет полностью попадает на матрицу фотоаппарата, которая преобразует его в цифровое изображение и сохраняет на флэшку. Существуют такие понятия как разрешение матрицы и физический размер матрицы – прошу их ни в коем случае не путать. Разрешение матрицы определяется количеством светочувствительных элементов – всем известными пикселями и тот кто думает, что чем больше пикселей, тем лучше – не совсем прав. Основную роль в качестве снимков играет не количество пикселей а физический размер матрицы.

 

  От того как выставить параметры экспозиции напрямую будет зависеть результат. Для чего вообще нам знать что такое экспозиция ведь управлять освещением на месте съемки, как правило, мы не можем. Если конечно не снимаем в профессиональной фото студии. Но мы с легкостью можем контролировать количество света, которое попадает в наш фотоаппарат через объектив. Сделать кадр четким и ясным очень просто, зная несколько правил той самой экспозиции. Экспозиция это совокупность количества света, который попадает на матрицу фотоаппарата, времени, в течение которого матрица воспринимает свет и светочувствительности матрицы. То-есть, проще говоря, экспозиция складывается из интенсивности (яркости) света и времени его действия на матрицу. Вроде ничего сложного, но сейчас разберем всё более подробно. Посмотрим на примерах… вы наверняка сталкивались с ситуацией когда снимок получается переэкспонированным, как на левой картинке. Экспозиция может быть нормальной, как на средней фотографии, когда у нас одинаково хорошо проработаны как светлые, так и темные участки изображения. И бывают случаи, когда снимок получается недоэкспонированным – слишком темным (фото справа).

 

   

  Давайте разберемся как и с помощью чего мы можем направить на матрицу фотоаппарата нужное количество света.

    Первое. Свет попадает в объектив через диафрагму. Ее мы можем открывать и закрывать то есть делать отверстие диафрагмы, через которое проходит свет больше или меньше. 

    Второе – затвор. При нажатии кнопки спуска затвора – он открывается и пропускает свет на матрицу. Время, в течение которого будет открыт затвор называется выдержкой и его мы тоже можем регулировать в настройках фотоаппарата. Чем большую выдержку мы установим, тем больше света успеет попасть га матрицу и светлее будет снимок.

    Третий параметр это светочувствительность матрицы или ISO. Его мы тоже регулируем в настройках фотоаппарата. Чем хуже освещено место съемки, тем большее значение ISO придется установить, но с этим параметром следует быть особенно осторожным. При установке неоправданно больших значений ISO на фотографии появляются шумы – она становится не четкой.

Используем немного геометрии, чтобы проиллюстрировать связь в которой находятся эти три компонента экспозиции. Представьте себе идеальную экспозицию для определенного снимка – это равносторонний треугольник. То есть все углы равны и все стороны равны (рис.1). Теперь если вы измените только одну часть этой экспозиции – он перестанет быть совершенным. Если, предположим, при тех же значениях ISO и выдержки вы измените диафрагменное число в большую или меньшую сторону, то экспозиция будет не верной (рис.2) и вам потребуется изменить другую компоненту в той же степени, чтобы снова сделать экспозицию идеальной (рис.3)

Как теперь мы можем видеть – все элементы экспозиции влияют друг на друга. Теперь вы может спросить        – А зачем вообще нужны все эти настройки? или – Почему нет единственно правильной настройки для всех элементов? Вопросы закономерные, ведь раньше большинство пленочных мыльниц так и были устроены. Было единственное предустановленное значение диафрагмы и единственная скорость затвора. Мы могли менять только светочувствительность, покупая пленку разной чувствительности. Все это очень сильно ограничивало поскольку эти камеры были настроены для неких средних условий съемки. Мы не могли делать такие художественные снимки как, например, в лучах заката или атмосферные ночные фотографии, снимки получались довольно плоские и однообразные. Мы не могли «заморозить» движение гоночного автомобиля или танцующего человека. Мыльницы этого не позволяли, чем нас очень сильно ограничивали. Теперь же мы хотим художественной выразительности фотографий, мы хотим лучше контролировать сам съемочный процесс – для этого нам и нужно знать обо всех этих настройках, знать как и почему мы их используем. Далее мы будем разбираться в них более детально и начнем с диафрагмы…

    Наиболее часто экспозиция управляется именно с ее помощью. Что же такое диафрагма. Это устройство в объективе вашего фотоаппарата, которое состоит из нескольких лепестков. Меняя положение этих лепестков – увеличивая или уменьшая отверстие диафрагмы мы можем регулировать количество света попадающее через объектив внутрь фотоаппарата. Диафрагма обозначается буквой f, деленной на некоторое число. f ( это фокусное расстояние объектива ) деленное на какое-то число означает эффективный диаметр диафрагмы. Разберем пример: при фокусном расстоянии объектива 100мм, значение диафрагмы f/2 будет равно 50мм. Точно так же и с другими значениями.

Посмотрим на примере каким образом зависит глубина резко изображаемого пространства ( ГРИП ) от диафрагменного числа.

Если диафрагма максимально открыта, то сама граница ГРИП очень узкая, но чем сильнее мы закрываем диафрагму, тем больше мы увеличиваем ГРИП. То есть чем больше мы ее открываем, тем более размытым у нас становиться задний план. 

На фото это выглядит следующим образом. Если фотограф снимает портрет – он максимально открывает диафрагму, чтобы изолировать объект от фона путем размытия заднего плана и получения максимальной резкости на объекте съемки.

Если же мы снимаем пейзаж, то мы наоборот максимально закрываем диафрагму, тем самым увеличивая ГРИП. Чтобы все объекты в кадре были резкими.

Здесь нужно понимать, что при максимально открытой диафрагме сложнее добиться резкости объекта съемки – нужна практика, нужно тренироваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *